Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития школьников.
По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей принимает глобальный характер.
Ниже приведены способы развития связной речи и включения детей в
диалог:
1. По представленным словам составить предложения
хороший.
2. По представленным предложениями составить текст.
3. Разделить текст на предложения.
Тигр
Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр выходит ночью то оленя схватит, то кабана.
Утро
Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.
4. Ответь на вопросы.
В неволе.
Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.
- Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.
- Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.
Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?
Вопросы к тексту:
- Где нашли ребята ежика?
- Зачем они забрали его из леса домой?
- Почему ежик отказался есть?
- Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?
5. Составить рассказ по вопросам:
- Какое время года наступило?
- Как меняется продолжительность дня весной?
- Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?
- Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?
- Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?
- Какие деревья люди сажают в саду?
- С какой целью они это делают?
- Какое время года тебе нравится больше всего?
- Как человек ухаживает за садом?
- Кто вредит деревьям?
- Кто охраняет сад от вредителей?
- Как нужно заботиться о птицах?
6.Составить рассказ по картинкам и вопросам:
- Что за зверь изображен на картинке?
- Видел ли ты его когда-нибудь?
- Опиши внешность зайчика?
- Где он живет?
- Чем питается?
- Что за животные изображены на картинке?
- Это дикие или домашние животные?
- С какой целью их выращивает человек?
- Знаешь ли ты их диких сородичей? Кто они?
7.Составить рассказ по началу.
Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят ...
8.Составить рассказ по окончанию.
... дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.
9. Задай вопрос к каждой части текста, дай название
На поляне росла прекрасная молодая березка. Каждый раз, когда шли из леса люди, приседали возле нее на отдых. Уютно было в тени ее ветвей.
Собрались в один осенний день ребята в лес по грибы. Насобирали полные корзины грибов и идут счастливые домой. Дошли они до березки, сели отдохнуть, развели костер. Отдохнули под ее ветвями, погрелись у костра. Погасили его и побежали домой.
Прошла снежная зима. Наступила весна. Собрались дети со своей учительницей в весенний лес. Хорошо в лесу, зелено вокруг, птички щебечут. Вышли дети из леса, скорее побежали к березке. Но что это? Березка стояла черная, голая, не было на ней ни листочка. Стыдно стало ребятам, опустили они головы, но березку ничто не могло спасти.
Гнездо
В один майский день пошли ученики с Анной Петровной в лес. Как хорошо в лесу! Все вокруг зелено, зацвели колокольчики, ландыши, слышать спи птиц. Решили дети спуститься с учительницей в овраг, к ручью. Все бегом побежали вниз. Только Ваня замешкался. То к одному цветочку наклонится, то к другому. Идет себе, не спешит, все разглядывает. Наклонился мальчик чтобы рассмотреть красивый цветок, и видит - под кустом гнездо какой-то птицы. А в гнезде - яички. Осторожно отошел от гнезда мальчик. Он знал: нельзя трогать гнезда птиц-ведь птица может не вернуться к гнезду. Отошел назад Ваня и
торопливо побежал догонять одноклассников.
10. Запиши текст другим стилем.
Белочка - маленький лесной зверек. У нее пушистая рыжая шубка и большой красивый хвост. Белочка имеет крепкие зубы - ими она может разгрызать орехи. На лапках у нее длинные когти, которые позволяют ей быстро добираться на самую верхушку дерева.
Интересные задания.
Игра «Составь рассказ».
Оборудование: каждый игрок получает конверт. В нем карточки с отдельными словами.
Ход игры: Участники одновременно открывают конверты и со слов-карточек (они смешанные) составляют предложения так, чтобы получился связный рассказ.
Игра «Кто больше соберет».
Ход игры. Учитель предлагает детям начать какую-то историю. Два игрока по очереди пытаются ее продолжить, по предложению каждый, чтобы получился единый рассказ.
1. Наступила осень. Животные в лесу начали готовиться к зиме ...
2. Холодной зимой родился у мамы-медведицы маленький неуклюжий медвежонок ...
3. Пошла как-то Аленушка в весенний лес. Наткнулась на замечательную поляну, полную подснежников.
- Ну, - думает - сейчас я наберу горсти этих славных цветочков.
Только наклонилась она, чтобы сорвать первые цветочки, как слышит ...
Скороговорки
1. Укусила кошку мушка
И болят у кошки ушки.
2. Лежебока рыжий кот
Отлежал себе живот.
3. Выбежал Гришка на дорожку,
На дорожке сидит кошка.
Взял с дорожки Гришка кошку -
Пусть поймает кошка мышку.
4. Филипп посеял просо,
Просо созрело,
Птицы прилетели,
Просо поели.