"Ақмола облысы білім басқармасының Атбасар ауданы бойынша білім бөлімі Шуйский ауылының жалпы орта білім беретін мектебі"КММ    
КГУ "Общеобразовательная школа села Шуйское отдела образования по Атбасарскому району управления образования Акмолинской области"

СоцСети

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие связной речи и речевого общения детей

04.12.2018

Речь – историческая сложившаяся форма общения людей посредством языка.

  Высшее абстрактно-понятийное мышление невозможно без речи. Речевая деятельность имеет существенное значение для развития и других форм мышления (наглядно-действенного и наглядно-образного). Речь тесно связана и со всеми другими психическими процессами. Включаясь в процесс восприятия, она делает его более обобщенным и дифференцированным; вербализация запоминаемого материала способствует осмысленности запоминания и воспроизведения; существенна роль речи в воображении, при осознании своих эмоций, при регулировании своего поведения и т.д. Именно поэтому уровень развития речи является показателем психического развития школьников.

  По данным мировой статистики, число речевых расстройств стремительно растет, в связи с чем актуальность проблемы речевого развития детей принимает глобаль­ный характер.

 

Ниже приведены способы развития связной речи и включения детей в

диалог:

  1. По представленным словам составить предложения

  •   Пернатых, много, зимовать, нас, у, остается; трудно, зимой, пищу, добывать, им; кормушки, делайте, птиц, для, они, отблагодарят, летом, нас, уничтожат, насекомых, пернатые, вредных.
  • Верблюды, в, живут, пустыне;
  • они, кактусы, колючки, едят; верблюды, сердятся, часто; бывает, это, им, когда, жарко.
  • Родственником, бурундук, белка, является; щеками, за, него, у, есть, мешки; он, в, живет, северных, лесах, бурундук, есть, орешки, любит.
  • У, сороки, гнездо, скрытое, хорошо, часто, сороки, в, густой, спрятано, кустарника; подойти, к, трудно, ее, гнезду; сороки, у, зрение, острый, слух,

хороший.

  2. По представленным предложениями составить текст.

  • Дождь.
  • На землю упали первые тяжелые капли.
  • Огромная черная туча накрыла всю землю.
  • Вспыхнула молния, ударил гром.
  • Капля за каплей, и зашумел ливень.
  • Как заяц зимой живет.
  • Наступила холодная зима.
  • А у зайчика нет ни норы, ни гнезда.
  • Все животные от холода попрятались.
  • Так он и ночует: то под кустиком выспится, то в ямочке приляжет.

3. Разделить текст на предложения.

Тигр

Тигр - один из самых хищных зверей у него хорошая полосатая шкура и острые зубы на охоту тигр выходит ночью то оленя схватит, то кабана.

Утро

Видел ли ты, как встает солнце и с каждым его лучиком все вокруг оживает каждый цветочек, каждый листик пытается уловить солнечный лучик не могут без солнышка обойтись ни растения, ни животные.

4. Ответь на вопросы.

В неволе.

Пошли как-то Петя и Данил в лес. Набегались, нагулялись вдоволь и сели отдохнуть в тени старого дуба. Вдруг слышат: что-то шуршит в кустах. Подошли ближе, вдруг видят, это - ежик. Очень захотелось ребятам иметь у себя ежика! Сбегали они домой, взяли коробку, стерегли-стерегли и, наконец, поймали ежика. Радостные принесли его домой. То молочка давали ему, то яблочки - ничего не хочет ежик. Свернулся себе клубочком - и все тебе.

- Как же так, - думали Данил с Петей, - не надо ему ни есть бегать искать, ни место на ночлег - все тебе готово! Решили мальчики пустить ежика в сад.

- Пусть, - думают, - побегает себе, может травку или букашку какую-то найдет.

Но ежик, как только почувствовал волю - скорее в кусты и убежал. Долго еще лазили ребята по кустам, пытались найти ежика. Думали-думали они: и чего это он убежал?

Вопросы к тексту:

- Где нашли ребята ежика?

- Зачем они забрали его из леса домой?

- Почему ежик отказался есть?

- Понятно ли ребятам, почему убежал ежик?

5. Составить рассказ по вопросам:

- Какое время года наступило?

- Как меняется продолжительность дня весной?

- Какие изменения в жизни растений и животных происходят в это время года?

- Каких ты знаешь птиц, которые возвращающихся с юга весной?

- Как ты понимаешь пословицу «Весенний день год кормит»?

- Какие деревья люди сажают в саду?

- С какой целью они это делают?

- Какое время года тебе нравится больше всего?

- Как человек ухаживает за садом?

- Кто вредит деревьям?

- Кто охраняет сад от вредителей?

- Как нужно заботиться о птицах?

 

6.Составить рассказ по картинкам и вопросам:

  • Рис. - Зайчик

- Что за зверь изображен на картинке?

- Видел ли ты его когда-нибудь?

- Опиши внешность зайчика?

- Где он живет?

- Чем питается?

  • Рис. - Домашние животные.

- Что за животные изображены на картинке?

- Это дикие или домашние животные?

- С какой целью их выращивает человек?

- Знаешь ли ты их диких сородичей? Кто они?

 

7.Составить рассказ по началу.

Наступила золотая осень. Собрались Лена и Саша в лес по грибы. Долго ходили они по лесу, набрали полные корзины грибов. Сели отдохнуть под кустом терна, вдруг видят ...

 

8.Составить рассказ по окончанию.

... дети встретили скворцов. И скворцы отблагодарили детей: поселились они в саду и все лето оберегали деревья от вредных насекомых.

 

9. Задай вопрос к каждой части текста, дай название

На поляне росла прекрасная молодая березка. Каждый раз, когда шли из леса люди, приседали возле нее на отдых. Уютно было в тени ее ветвей.

Собрались в один осенний день ребята в лес по грибы. Насобирали полные корзины грибов и идут счастливые домой. Дошли они до березки, сели отдохнуть, развели костер. Отдохнули под ее ветвями, погрелись у костра. Погасили его и побежали домой.

Прошла снежная зима. Наступила весна. Собрались дети со своей учительницей в весенний лес. Хорошо в лесу, зелено вокруг, птички щебечут. Вышли дети из леса, скорее побежали к березке. Но что это? Березка стояла черная, голая, не было на ней ни листочка. Стыдно стало ребятам, опустили они головы, но березку ничто не могло спасти.

 

Гнездо

В один майский день пошли ученики с Анной Петровной в лес. Как хорошо в лесу! Все вокруг зелено, зацвели колокольчики, ландыши, слышать спи птиц. Решили дети спуститься с учительницей в овраг, к ручью. Все бегом побежали вниз. Только Ваня замешкался. То к одному цветочку наклонится, то к другому. Идет себе, не спешит, все разглядывает. Наклонился мальчик чтобы рассмотреть красивый цветок, и видит - под кустом гнездо какой-то птицы. А в гнезде - яички. Осторожно отошел от гнезда мальчик. Он знал: нельзя трогать гнезда птиц-ведь птица может не вернуться к гнезду. Отошел назад Ваня и

торопливо побежал догонять одноклассников.

 

10. Запиши текст другим стилем.

Белочка - маленький лесной зверек. У нее пушистая рыжая шубка и большой красивый хвост. Белочка имеет крепкие зубы - ими она может разгрызать орехи. На лапках у нее длинные когти, которые позволяют ей быстро добираться на самую верхушку дерева.

 

Интересные задания.

 

Игра «Составь рассказ».

Оборудование: каждый игрок получает конверт. В нем карточки с отдельными словами.

Ход игры: Участники одновременно открывают конверты и со слов-карточек (они смешанные) составляют предложения так, чтобы получился связный рассказ.

  • Кто первым правильно составит рассказ, получает 10 баллов, второй - 9 и так далее.
  • Материал для игры.
  • Наступила весна.
  • Пробудилась природа от зимнего сна.
  • Распускаются первые весенние цветы: подснежники, пролески, шафран.
  • У полярных медведей густой мех. Он защищает их от холода арктической зимы. Мех белый, как снег.

 

Игра «Кто больше соберет».

Ход игры. Учитель предлагает детям начать какую-то историю. Два игрока по очереди пытаются ее продолжить, по предложению каждый, чтобы получился единый рассказ.

1. Наступила осень. Животные в лесу начали готовиться к зиме ...

2. Холодной зимой родился у мамы-медведицы маленький неуклюжий медвежонок ...

3. Пошла как-то Аленушка в весенний лес. Наткнулась на замечательную поляну, полную подснежников.

- Ну, - думает - сейчас я наберу горсти этих славных цветочков.

Только наклонилась она, чтобы сорвать первые цветочки, как слышит ...

 

Скороговорки

1. Укусила кошку мушка

И болят у кошки ушки.

 

2. Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

 

3. Выбежал Гришка на дорожку,

На дорожке сидит кошка.

Взял с дорожки Гришка кошку -

Пусть поймает кошка мышку.

 

4. Филипп посеял просо,

Просо созрело,

Птицы прилетели,

Просо поели.

 

Просмотров: 460


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст