«Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я
запомню. Вовлеки меня – и я научусь».
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования необходимо использование деятельностного подхода в обучении. География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации.
Технология проектной деятельности учащихся на уроках географии создает широкие возможности для развития многих компонентов личности: опыта творческой деятельности, рационального стиля мышления, эмоционального, теоретического и практического познания окружающего мира. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы:
• собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя, в рамках обновленного образования, становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий,решения проблемных ситуаций, проектной деятельности Работа над проектом позволяет ребятам действовать самостоятельно, позволяет научить учиться. Учащиеся, занимающиеся проектной деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках. Становятся активнее, учатся рамотно задавать вопросы, у них расширяется кругозор, становятся более коммуникативными.
Первым проектом в 7 классе было изготовление макета действующего вулкана. К выполнению задания учащиеся подошли ответственно и творчески. Были
созданы вулканы не только извергающие лаву, но и огонь и дым. На помощь ученикам пришли родители, они совместно с ребятами изготовили макет, помогли составить «состав» лавы – из уксуса и пищевой соды. С помощью мамы – повара был изготовлен вулкан из печенья и какао, который после демонстрации опыта, ребята с удовольствием скушали. Другая мама – учитель химии помогла показать, как из вулкана идет дым и вылетает вулканический пепел. Если до этого опыта ребята говорили, что самое опасное в извержении вулкана – лава, то теперь они убедились, что опаснее всего вулканический пепел.
Используя метод проектов на уроках географии я пришла к выводу:
1. Использование данных методов на уроках географии для меня очень приемлемо, эффективно и результативно.
2.Проектный и исследовательский методы умело сочетается с другими технологиями, а не исключают их использование на уроках.
Поэтому следующий проект, который подготовят ученики, будет коллективным. Я разделила ребят на 3 группы, назначила старших. Учащиеся совместно выбрали тему проекта под общим названием «Отрицательное воздействие человека на природу». Мы планируем подготовить и показать проект к новому году.
В заключение хотелось бы отметить, что работа с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными
технологиями и поисками нужной информации в Интернете. Используя их, учащиеся не только увлекаются темой предмета, но и совершенствуют свои знания и умения, прививается интерес и любовь к предмету география, к науке в целом.