Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей
В.А. Сухомлинский
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка
зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы
образования.
Одним из факторов повышения качества образования является создание единого образовательного пространства «школа – семья» и их взаимодействие в обеспечении условий целостного развития ребенка,
его воспитания и образования.
Поэтому поиск и реализация новых эффективных форм взаимодействия семьи и школы – актуальная задача, стоящая перед педагогическими коллективами и родителями.
Проводимый в начале учебного года опрос показал, что родители отдают предпочтение уже известным,
хорошо отработанным формам взаимодействия, таким, как классные родительские собрания, школьные мероприятия, взаимопосещения семьи и школы, общение через дневник. Конечно, такая форма, как
общение через дневник, удобна для родителей, так как она даёт определённую информацию об успеваемости и посещаемости ребёнка, а так же необходимую информацию от классного руководителя в виде различных объявлений. Но у этой формы есть и ряд минусов, и самый большой – отсутствие обратной связи со стороны родителей. Кроме того, мы прекрасно знаем, что дети и забывают дневники, и теряют их, и не всегда предоставляют на уроке для выставления оценки. Чтобы передача необходимой для
родителей информации была более эффективной, сегодня происходит внедрение в практику взаимоотношений классного руководителя, учителей-предметников с родителями учащихся новых современных технологий, а именно электронной почты, мобильных приложений, интернет-ресурсов. Самая полная и достоверная информация об успеваемости, посещаемости ребёнка, а так же о домашнем задании по всем предметам и классам доступна родителям и учащимся в электронном журнале и эл.дневнике Күнделік. К сожалению, эта уникальная возможность информирования ещё используется родителями не в полной мере, а ведь это позволяет им проследить за состоянием успеваемости, содержанием учебного материала, своевременно получить домашнее задание в случае болезни ребёнка или пропуска уроков по другой причине, проконтролировать его выполнение и оказать посильную помощь. В этом случае, приступая к занятиям после болезни у ученика нет пробелов в усвоении программы по изучаемым предметам, а если есть отставание, то оно минимальное. Чтобы предлагаемая форма «заработала» необходимо решить ряд организационных и содержательных вопросов.
Первое: родителям следует обязательно посетить родительские собрания, где они смогут подробно узнать о цели данной меры взаимодействия семьи и школы, получить ответы на волнующие их вопросы.
Второе: учителям необходимо обучить родителей пользоваться электронным журналом и дневником, оказать практическую помощь в регистрации в АИС (автоматической информационной системе).
Третье: предоставить пароли, электронные адреса всем родителям и ученикам с целью активизации этого
вида работы.
Положительный эффект данной формы сотрудничества очевиден в первую очередь для родителей:
Многие родители очень занятые люди и часто не имеют возможности для личной беседы с
преподавателем или посещения школы, а пользуясь электронным дневником они смогут получить интересующую их информацию в удобное для себя время, не выходя из дома.
Кроме того, такая форма взаимодействия имеет более конфиденциальный характер, чем рамки родительского собрания, пусть даже и классного.
В период реформ и обновления содержания, система образования меняется так стремительно, что родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях, ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Родителям следует идти в ногу со временем, стараться вникнуть в суть преобразований и стать помощниками и партнёрами для учителей. Такое взаимодействие станет
продуктивным для повышения качества знаний учащихся. Сложно порой бывает найти общий язык учителю с родителем: большинство родителей озабочено материальными проблемами семьи, сетуют на сложность программ и на то, что они не могут помочь ребёнку в учёбе, не имеют достаточно знаний. Такой родитель зачастую действует интуитивно, или бездействует совсем, а это не способствует положительному результату. Давать качественные знания, развивать умение учащихся приобретать
знания самостоятельно прерогатива учителя. А семья должна способствовать этому, создавая благоприятные условия дома. Новое в обучении становится фактором повышения качества обучения.
Возрастает возможность в более подробной и полной проработке деталей нововведений.
Например, новый формат ЕНТ предполагает обдуманный, взвешенный выбор будущей профессии, т.к. именно от неё зависит комбинация предметов по выбору при сдачи ЕНТ (2 предмета). Прослеживается чёткая закономерность: выпускник сможет получать образование по выбранной профессии, если покажет глубокие, прочные знания по многим предметам и продемонстрируют функциональную грамотность. А этого невозможно добиться, если не приложить максимум усилий при подготовке к итоговой аттестации. А значит, правильная профориентация, целеустремлённость в реализации своих планов и достижении намеченного результата- это итог совместных усилий, приводящий к повышению степени удовлетворенности родителей и учащихся качеством образовательного процесса.
На сайте школы родители тоже имеют возможность задать вопрос администрации, педагогам или разместить отзыв, поделиться впечатлениями и т.д. Однако приходится констатировать, что пользуются такой возможностью немногие. Чаще интернет-ресурс родителями используется не конструктивно или не
используется совсем.
Предложенные формы работы с родителями по повышению качества знаний ребят должны реализовываться наряду с другими, традиционными, такими как родительские собрания и конференции, совместные мероприятия, тренинги и лектории для повышения образовательного уровня родителей, дни открытых дверей для посещения школы родителями, встречи, беседы и т.п. В каждом конкретном случае
педагог выбирает наиболее актуальную из них.
Известно, что ученики начальных классов успешнее усваивают учебный материал, если у них хорошая техника чтения. Для развития этого навыка необходимы систематические упражнения, обязательное чтение книг, художественной литературы. Возможностей и времени для этого, конечно же, больше дома. Очень
хорошо, когда в семье любят читать взрослые, прививают любовь к чтению своим детям, сами являются
примером. В современном мире, в век it-технологий и гаджетов, чтение отодвигается на второй план, а хотелось бы, чтобы родители с пониманием относились к данной проблеме. Ведь именно от умения быстро и осознанно читать и анализировать текст зависит качество усвоения и других учебных дисциплин.
Необходимо заострить внимание ещё на одном главном условии повышения качества образования
учащихся- это их физическое и психическое здоровье. Всем участникам УВП важно понимать, что ребёнок должен развиваться гармонично: недопустимы перегрузки молодого растущего организма,
когда некоторые родители готовы отдать своих детей во все кружки, секции, клубы, курсы ит.д., что может привести к физическому напряжению и истощению. И другая крайность, когда родители не обращают внимание на то, чем занят их ребёнок и как проводит время после школы. Безделие и неправильный распорядок дня приводит тоже к негативным последствиям, когда ребята часами просиживают за
играми или другими развлечениями, не способны самостоятельно учиться, трудиться, рационально использовать время. Это ещё раз говорит о том, что во всём нужна мера, некий баланс, при котором будет формироваться всесторонне развитая личность.
Для решения этого несоответствия необходимо сделать учебно-воспитательный процесс максимально открытым, информированным и доступным для родителей.
Из всего сказанного выше, можно сделать определённые выводы:
1. Общие цели родителей, детей и учителей, их совместная деятельность способствуют усилению взаимопонимания между участниками учебно-воспитательного процесса, созданию атмосферы сотрудничества и взаимоподдержки – а это является важнейшим условием успешности учения.
2. Родителям необходимо активно использовать возможности электронного журнала и дневника кунделік.кz для получения полной и достоверной информации об успеваемости и посещаемости своих детей.
3. Родителям следует внимательно анализировать информацию об успеваемости детей, предоставленную классным руководителем и учителями-предметниками в дневниках, портфолио, рубриках и контролировать выполнение их рекомендаций по улучшению качества знаний
учащихся.
4. В каждой школе должны быть организованы обучающие семинары для родителей учащихся 1,2,5,7 классов с целью разъяснения сути ОСО и новой методики оценивания знаний учащихся.
5. Всем участникам образовательного процесса нужно применять новые iт-технологии, возможности мобильной связи, электронную почту, Интернет-ресурсы для эффективности обратной связи с родителями.
6. Продолжать использовать традиционные формы взаимодействия семьи и школы: родительские
собрания и конференции, совместные мероприятия, дни открытых дверей, взаимопосещения, беседы, встречи и т.п.
7. Неблагополучная ситуация в семье – явная угроза успеваемости ребенка в школе. Скандалы,
отсутствие возможности побыть в тишине, наедине, отсутствие тихого места для подготовки уроков, проблемы с питанием и режимом дня – все это отразится на школьных успехах. Все семейные неурядицы надо постараться решать без вовлечения в них ребенка.
8. Здоровье, безусловно, влияет на успеваемость ребенка. Он может хотеть хорошо учиться, но не справляться по причине физических проблем. Родители и учителя должны эти проблемы знать и учитывать в образовательном процессе.
9. Необходимо быть внимательными к детям. Как только намечаются первые признаки проблем в школе, семье или со сверстниками, необходимо их проанализировать, найти причины и постараться разрешить в зачаточном состоянии.
10. Для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле обучения
и воспитания детей нужно верить в важность и необходимость совместных действий.
Будьте уверены, что все принимаемые совместные усилия по повышению качества образования наших детей, непременно оправдают себя!